Варфоломеевское утро «Ла Бургони»

 
350 просмотров
Варфоломеевское утро «Ла Бургони»

В утренний час 2 июля 1898 года из гавани Нью Йорка отправился в своё последнее плавание атлантический лайнер «Ла Бургонь«, принадлежавший французской фирме «Компани женераль трансатлантик«.

Пунктом назначения судна был Гавр, но прибыть во французский порт кораблю было уже не суждено. Никто из семисот двадцати пяти человек, оказавшихся на борту судна в злополучном рейсе, не мог знать о том, что этот вояж станет для многих из них последним в жизни, а история этой трагедии войдёт в летописи, как одна из самых страшных в череде кораблекрушений за всю историю человечества.

0_1399f9_539057af_orig

Корабль являлся по меркам того времени довольно современным пассажирским плавательным средством. Его постройка закончилась в октябре 1885 года, а в июне следующего года он был введён в строй. Имея неплохую вместимость, которая составляла 7395 тонн, длина судна равнялась полутора сотням метров, а ширина без малого 16 метров. Высота борта составляла десять с половиной метров, а паровая машина обладала мощностью 9800 лошадиных сил. Каюты первого класса были отделаны с роскошью, а для пассажиров, путешествующих с комфортом, имелось электрическое освещение.

Корабль мог принять до 1500 человек, но в этом плавании судно было заполнено лишь наполовину. Из 725 людей, оказавшихся на судне, 191 путешествовали с наибольшим комфортом в каютах первого класса, 125 пассажиров путешествовали вторым классом, 228 человек ютились в отсеке для перевозки эмигрантов. Команда судна насчитывала 128 человек.

0_1399fd_866babe0_orig

Командиром «Ла Бургони» был опытный капитан по фамилии Делонкль, не первый год бороздивший просторы мирового океана. Кроме того, он участвовал и в военных кампаниях, за что получил орден Почётного Легиона.

Однако, и на старуху бывает проруха. По крайней мере никаких разумных объяснений того, почему пассажирское судно отклонилось от маршрута на север и оказалось на трассе, предназначенной для плавания парусных судов, нет. Следует заметить, что отклонение от курса было значительным и составляло около 160 миль. В результате лайнер должен был пройти мимо острова Сейбл, который печально известен среди моряков.
544170_original
Предрассветный туман накрыл несущийся на полной скорости корабль, который, однако, не сбавляя хода, продолжал лететь вперёд, приближаясь к своему трагическому концу. Думается, что ход не был уменьшен потому, что во всех фирмах тщательно следили за тем, чтобы суда не нарушали расписания. Скорость, с которой корабль мог пересечь Атлантический океан, являлась предметом гордости любой компании, осуществляющей перевозки. Кроме того, благодаря этим успехам, судовладельцы могли привлечь на свои корабли новых пассажиров, что повышало их прибыли.

Песчаные отмели Сейбла беспокоили командира английского стального парусного барка «Кромантишир» капитана Хендерсонадаже меньше, чем возможность налететь на другое судно. При столь активном судоходстве на этом участке океана сбрасывать со счетов такую вероятность было нельзя. Вечером 3 июля Хендерсон отправился на боковую, приказав помощнику себя разбудить в том случае, если ухудшится видимость. Когда туман окутал парусник, помощник выполнил приказ и Хендерсон поднялся на мостик.

Парусник продвигался вперёд со скоростью 56 узлов, постоянно оповещая возможные встречные суда о своём приближении сигналами горна, которые подавались 1 раз в 2 минуты.

Около 5 часов утра помощник капитана Стюарт вдалеке услышал звук пароходного гудка. С каждым новым сигналом звук становился всё ближе и ближе, пока крик вперёдсмотрящего не возвестил, что корабль находится в прямой видимости, надвигаясь на парусник слева.

В это время туман был настолько густым, что уже в 30 метрах впереди ничего нельзя было разглядеть. Однако, вперёдсмотрящий французского лайнера тоже услышал сигналы горна, что означало наличие парусного судна неподалёку.

Вахтенный штурман был об этом немедленно извещён, но времени оставалось слишком мало, чтобы избежать столкновения. Заметив паруса, появившиеся прямо по курсу корабля, вахтенный штурман Делинж успел лишь переложить штурвал влево и отправить команду «товсь» в машинное отделение. Больше ничего он сделать уже не успел, поскольку пароход и барк столкнулись.

Бомутлегарь парусника, который находился перед ним в 15 метрах, размолотил в щепки шлюпку, которая находилась перед ходовым мостиком «Ла Бургони«, затем разнёс сам мостик, и, обломившись, застрял в одной из надстроек. Второй утлегарь разбил ещё две шлюпки, а бушприт барка, который был стальным, разрезал борт «Ла Бургони» на длину около 50 метров. Кроме того, якорь парусника, проделав огромные бреши в корпусе французского парохода, разбил несколько десятков иллюминаторов нижней палубы. Проделав огромную пробоину сзади машинного отделения, якорь «Кромантишира» так и застрял в корпусе лайнера, поскольку якорная цепь не выдержала такой нагрузки и лопнула. Кроме того, своим форштевнем парусник пробил борт французского судна, войдя в него на глубину до 5 метров. Благодаря чудовищной инерции, суда смоглирасцепиться и пароход исчез в тумане.

Последствия столкновения для корабля французской кампании оказались ужасными. Все, кроме штурмана Делинжа, находившиеся на ходовом мостике, погибли. Именно Делинж, преодолев груду обломков ходового мостика, добрался до рукоятей машинного телеграфа и перевёл их в положение «стоп«.

На лайнере было только 10 гребных судов, из которых 3 были уничтожены при столкновении. Самым главным же оказалась пробоина площадью в несколько квадратных метров, в которую рекой хлестала забортная ледяная вода.

На английском барке из людей никто не пострадал, а само судно, получившее при столкновении повреждения, благодаря водонепроницаемым переборкам уверенно держалось на плаву, хотя почти лишилось хода.

Через 3 минуты после столкновения на почти уничтоженном мостике «Ла Бургони» появился капитан Делонкль. Команде поступил приказ откачивать воду, но это было бесполезно. Командир корабля понял, что спасение судна не представляется возможным. У опытного французского капитана была надежда добраться до Сейбла и спасти «Ла Бургонь«, сев на одну из песчаных мелей этого коварного острова.

Капитан подал в машинное отделение команду «полный вперёд«, надеясь успеть преодолеть разделяющие его корабль и остров Сейбл 60 миль. Несмотря на многочисленные повреждения, судовая машина заработала и лайнер двинулся в путь.

Надеждам командира французского лайнера, однако, было не суждено сбыться. Время работало против людей, оказавшихся на судне в ловушке. Топки были залиты водой и машина остановилась, лишая корабль надежды на спасение. Однако, ещё до того, как стих шум машины, на судне начался настоящий паноптикум.

Эта трагедия потрясла мир не количеством погибших, а той вакханалией жестокости, которая воцарилась на борту гибнущего судна. Дело в том, что среди пассажиров было много эмигрантов из Италии, которых депортировали из США. Кроме того, среди пассажиров была команда с одного австрийского корабля, который месяцем ранее потерпел крушение возле американского континента.

Австрийцы, уже пережившие одну морскую трагедию, почти сразу оказались участниками другой. Всё человеческое с них слетело в один миг, оставив лишь инстинкт выживания и желание выжить любой ценой.

К ним присоединились эмигранты из Италии и матросы с «Ла Бургони«. У итальянцев оказалось холодное оружие, а у австрийцев огнестрельное. Оно было пущено в ход, чтобы пробиться к шлюпкам.

Офицеры французского лайнера до конца выполняли свой долг, пытаясь усаживать в шлюпки женщин и детей, но что они могли сделать против потерявшей всё человеческое толпы? На палубе гремели выстрели, а озверевшие эмигранты с помощью ножей добывали себе места в шлюпках, безжалостно убивая женщин и детей, сбрасывая их тела в океан.

На палубе гибнущего судна часть команды «Ла Бургони» пыталась раздавать пассажирам спасательные жилеты. Для того, чтобы удержаться на плаву, эти спасательные средства было необходимо правильно надеть, завязав на уровне груди, а не пояса. Паникующая толпа, однако, смела выдающих жилеты матросов, в момент расхватав ставшие дороже всех ценностей мира спасательные жилеты. Многие надели спасательные жилеты неправильно, результатом чего стало огромное количество погибших, найденный в последствии плававшими вверх ногами.

Люди продолжали сражаться за свою жизнь, пытаясь спастись любой ценой. В этой борьбе разум уступал под натиском инстинкта самосохранения. Последнюю шлюпку, куда набилось огромное количество спасающихся людей, никак не получалось спустить на воду, поскольку заело кормовые тали кильблока. Для того, чтобы исправить неполадку, людям было необходимо выйти из шлюпки. Никто, однако, этого не сделал, поскольку стоявшая рядом толпа так и ожидала того момента, когда для них освободится вожделенное место. Результатом этого стало то, что шлюпка затонула вместе с лайнером.

Капитан Делонкль остался со своим судном до конца. До последней минуты он пытался подбодрить бедолаг, которым не хватило мест в шлюпках. У капитана была жена и пятеро детей, но он остался на своём посту до конца, отправившись на дно вместе с судном. В момент, когда судно уже опрокидывалось в воду, капитан дал прощальный сигнал с помощью малого аварийного ревуна. Издав последний хриплый крик, пароход «Ла Бургонь» отправился на дно.

Борьба за жизнь, однако, продолжалась и после того, как «Ла Бургонь» затонула. Люди, оказавшиеся в ледяной воде, из последних сил плыли к спасительным шлюпкам, надеясь спастись в них. Там, однако, их никто не ждал. Людей, пытавшихся вылезти из воды в шлюпки безжалостно били вёслами. Тех, кто цеплялся в борта спасительных гребных судов, были по пальцам, а то и резали их.

Итальянец Мехелини Секондо, вероятно, очень хотел жить. Он сумел добраться до одной из шлюпок и, выбравшись из воды, попасть в неё. Там его встретили находящиеся в ней люди и попытались вытолкнуть за борт. Итальянец вступил в отчаянную схватку за жизнь и вышел из неё победителем. Ему удалось подобрать обломок весла и с его помощью он сохранил себе право на жизнь. Чтобы заслужить это право, итальянцу пришлось этим обломком отправить на тот свет пятерых.

На борту лайнера находились 200 представительниц прекрасного пола, полсотни грудничков и около трёх десятков детей старшего возраста. Из них в живых осталась только одна женщина по имени Виктория Лакассе. Этот факт лёг пятном тяжкого позора на Францию.

Всего же в этой трагедии простились с жизнью 561 человек. Из 597 пассажиров погибли 538. Среди них был и русский подданный Юсупов. Он был борцом и возвращался через Европу в Россию после того, как выступил в США. Борец не умел плавать, поэтому шансов выжить у него, к сожалению, почти не было.

Из 128 человек команды судна погибли 23. Следует заметить, что среди погибших членов экипажа большую часть составляли офицеры корабля. Из них в живых остался только один офицер, которому чудом удалось спастись после того, как судно затонуло.

В ходе проведения следствия, были установлены факты многочисленных убийств, которые происходили на борту «Ла Бургони» до того, как судно отправилось в пучину океана. Австрийские моряки и итальянские эмигранты были отправлены во Францию, где многие из них были признаны виновными, осуждены и казнены.

Судовладельцы оказались в очень неприглядном свете, ведь сравнение погибших среди экипажа корабля и находившихся на борту пассажиров говорило само за себя. В качестве реабилитирующего обстоятельства был принят тот факт, что офицеры команды до последнего выполняли свой долг, почти все расставшись с жизнью.

Единственный выживший офицер, давая показания, подтвердил, что всю ночь судно шло полным ходом, несмотря на туман. Такой был приказ капитана, но Делонкль погиб и спросить с него было невозможно.

25 сентября следствие было закончено, а капитан «Кромантишира» Хендерсон был признан невиновным в произошедшей катастрофе.

4 комментариев

    • serge:

      Для любителей мореплавания, морских баталий и крушений судов — очень интересная и познавательная информация. Да еще с иллюстрациями черно-белыми старыми.

    • Samoly:

      Страшная трагедия, но её затмила, катастрофа через 14 лет «Титаника». Поэтому, наверное, так мало мы знаем о гибели «Ла Бургонь».

    • hift007:

      Ужасная трагедия, поражающая даже не столько количеством погибших, а сколько поведением выживших. Все самые темные стороны человеческой натуры вылезли наружу. Может быть, и хорошо, что эту историю не экранизировали.

Добавить комментарий

наверх